Председатель Оргкомитета Форума, Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс обратился к собравшимся с приветственным словом. В нем он отметил важность стоящих перед отраслью задач, в частности, законодательных (должно быть разрешено электронное посредничество, упрощена идентификация клиентов онлайн), и выразил уверенность, что, будучи в диалоге с Минфином, Центральным банком и другими государственными органами, сообщество решит эти задачи и добьется успехов в области страховых инноваций.
Мария Мальковская, Председатель комитета ВСС по электронной коммерции и цифровым сервисам, Генеральный директор ООО СК «Уралсиб Страхование» выступила с докладом на тему «Цифровая трансформация в эпоху онлайн-посредничества». В первой части доклада был дан анализ состояния мирового и российского онлайн-рынка. Онлайн-посредничество включает деятельность онлайн-провайдеров (через которых продаются услуги) и информационных посредников (распространяющих информацию). В мире онлайн-продажи растут на 18% в год и к 2022 году, по прогнозам, их доля достигнет 67%, однако в РФ эти показатели значительно меньше. Во второй части доклада было рассказано об основных направлениях работы Комитета по электронной коммерции и цифровым сервисам ВСС: это подготовка законодательных изменений (прежде всего в части устранения запрета на страховое онлайн-посредничество и упрощения удаленной идентификацией клиентов по нормам закона 115-ФЗ), а также работа со стартапами.
Управляющий директор Ассоциации ФинТех Татьяна Жаркова озвучила прогноз роста сферы InsurTech в мире – примерно на 15 % ежегодно. В России этому препятствует усиление регулирования страхового рынка, которое влечет за собой рост затрат и снижение маржинальности, кроме того ощущается давление устаревших IT-систем. Однако электронный полис ОСАГО создал серьезные предпосылки развития онлайн-продаж, продемонстрировав 4-кратный рост в короткое время. В качестве одного из направлений для страховщиков может быть предложена технология удаленной идентификации, уже примененная для банков и предусматривающая удаленный сбор данных о клиенте и составление цифрового профиля.
Директор по отраслевым решениям компании КРОК Андрей Крупнов считает, что в будущем данные изменят бизнес-модель страховых компаний, они перестанут быть уникальным владельцем данных. В то же время, за счет больших данных появится возможность более точно оценивать риск и предоставлять клиенту индивидуальный тариф. Источниками данных будет все, вплоть до «интернет-вещей» - любых устройств, подключенных к интернету. Будет необходимо адаптировать предложение к «новому потребителю», имеющему свои потребительские привычки (выбор лучшей цены, сбор информации и сравнение до 10 вариантов, использование мобильных устройств при изучении информации, эмоциональные факторы потребления и пр.) Появляются новые виды (например, страхование кибер-рисков) где тариф не может быть определен традиционными статистическими методами. Основной акцент в работе страховой компании смещается теперь на проактивные действия.
Заместитель председателя Правления РНПК Александр Щеглов заострил внимание на проблемах развития инфраструктуры страхового бизнеса, в том числе ее информационной составляющей, отметил опыт АИС РСА и НССО. По мнению докладчика, страховая отрасль вынуждена принимать то, что ей навязывает более развитая банковская отрасль, поскольку своей инфраструктуры она не построила. Страховщикам следует активнее вовлекаться в проекты ЦБ (маркетплейс, удаленная идентификация, цифровой профиль) и участвовать в экспертных органах ЦБ и СРО ВСС.
Владимир Шустер, Начальник отдела космического мониторинга НСА озаглавил свое выступление «Цифровизация сельского хозяйства: возможности для агрострахования». Апеллируя к мировому опыту, он выделил такие перспективные направления работы, как дистанционный мониторинг, встраивание агрострахования в маркетплейсы, работа с BigData, профилактику кибер-рисков и др.
Вице-президент ВСС, Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов рассматривает в качестве одной из основных проблем рынка страховое мошенничество, а InsurTech – как эффективный инструмент борьбы ним. В сфере автострахования РСА намерено развивать информационное сотрудничество с администрациями городов и препятствовать появившемуся трансграничному мошенничеству. Перспектива, по мнению Ефремова, в том, чтобы максимально использовать в автомобиле устройства, передающие информацию без участия человека.
Руководитель управления по работе с корпоративными клиентами ООО «АДС-Софт» Антон Комраков, опираясь на практически опыт работы с различными страховщиками по разным направлениям, предложил свой подход к анализу и сегментации клиентов страховой организации. Он подробно остановился на том, как при помощи инновационного решения страховщики исполняют требования закона 115-ФЗ по ПОД/ФТ.
Генеральный директор ООО «Аксиома-Софт» Сергей Козий изложил собственное видение цифровой трансформации страховых компаний, ключевыми шагами в которой он считает привлечение клиентов на сайт; процессы продажи, не нарушающие закон; прием онлайн-платежей и др. Условие успеха – комплексный подход к цифровизации.
Председатель Комитета ВСС по страхованию от несчастных случаев и развитию страхования жизни, Управляющий партнер медицинской компании «Доктор рядом» Максим Чернин уделил внимание развитию цифровой медицины и возможностям ее применения в медико-страховых сервисах. Профиль риска российского пациента имеет ряд отличий от мировой практики. Есть и законодательные различия, например, в США в телемедицине разрешено выписывать рецепты на некоторые лекарства. Обобщив международный опыт, а также практику своей организации, докладчик сделал вывод о перспективности цифровых медицины для нашего рынка.
Начальник отдела разработки продуктов ООО СК «Ингосстрах-Жизнь» Константин Лим рассказал о практике работы крупнейших российских страховщиков в области телемедицины. К преимуществам её применения относится возможность выбора способа коммуникаций с врачом, расширение географии доступа, получение квалифицированного второго медицинского мнения, снижение расходов на медпомощь, дистанционное наблюдение за здоровьем через гаджеты и автоматический сбор данных.
Вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов рассказал о роли страховых компаний в развитии медицины и медицинских сервисов. Цифровизация увеличивает комфорт потребителя при получении медицинских услуг, однако при дистанционном консультировании сохраняется высокий риск ошибок. Кузнецов примерами проиллюстрировал важность страхового контроля в медицине: в ходе проверок страховщиками качества услуг в системе ОМС, примерно в 60 % случаев выявляются нарушения законодательства, из них 1/3 – это нарушения, приводящие к критическому влиянию на состояние здоровья человека. Онлайн-сервисы, мобильные приложения важны не только в медицинском страховании, но и в других видах (например, в страховании жизни), но сегодня это все-таки именно сервисная составляющая, а не медицина.
Коммерческий директор ООО «Вирту Системс» Дмитрий Чесноков посвятил выступление проблемам развития онлайн-продаж финансовых продуктов. На примере ипотечного страхования, которое сегодня практически не диджитализировано, он предложил модель агрегатора для такого страхования, соответствующего особенностям рынка ипотеки, и создающего преимущества в части оптимизации продаж для страховщиков и выбора наилучшего предложения для клиентов.
Валерий Курганов, Председатель Совета директоров, советник генерального директора по правовым вопросам ООО «Проминстрах», назвал свой доклад: «Инновации в страховании: какие выгоды получат страхователи от Р2Р страхования». P2P (peer-to-peer, от равного к равному) – модель бизнеса, которую ЦБ в перспективе считает возможным законодательно распространить на страховые компании. В рамках P2P граждане объединяют свои финансовые возможности в некий фонд для выплат при страховых событиях, а страховая компания, за часть собираемых денег, участвует в схеме в качестве посредника и страховщика риска сверх франшизы, выплачиваемой из фонда.
Директор НКО ПОВС «Страховой Дом «Платинум» Денис Конивецкий рассказал о возможностях применения искусственного интеллекта в андеррайтинге. Информационный сервис может быть использован на этапах поиска, анализа информации и принятия решения в страховой компании. Например, для такого направления, как автострахование, сервис может учитывает информацию о транспортном средстве, собственнике и водителе по различным параметрам.
В завершение мероприятия состоялся батл на тему «Удастся ли маркетплейсу объединить в себе все страховые компании и стать основным каналом приобретения страховых продуктов?». Его ведущий – Президент Аналитического агентства БизнесДром Арсений Поярков предложил командам «оптимистов» и «скептиков» обменяться мнениями о том, станут ли финансовые услуги цифровыми, доступными для потребителей повсеместно и круглосуточно, есть ли у маркетплейса шанс конкурировать с банковским и агентским каналом, решить проблему удаленной идентификации.
Кроме того, в рамках мероприятия прошла церемония вручения премии «Эврика» за лучшие достижения в области страховых инноваций. Лауреатами стали стартапы Push4site, FreshDoc, Система ЛАК, ZIAX, страховые компании «Уралсиб Страхование», «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование», IT-компания «Аксиома-Софт». Диплом в персональной номинации «Визионер страховой цифровизации» получили Мария Мальковская, Максим Чернин, Владимир Черников, Владимир Китляр, Андрей Крупнов, Денис Гаврилов, Алексей Персианов, Сергей Козий и Дмитрий Руденко. Памятными дипломами оргкомитет наградил спонсоров и партнеров Форума.
|
При поддержке
Организаторы
Официальный партнер
Спонсор
Партнеры
Специальный партнер
Тематические партнеры
Digital партнер
Медиа-партнеры
|